В преддверии проведения чемпионата мира в России
актуальным остается транспортный вопрос. Фото uzdlines.narod.ru
В ближайшие месяцы Государственная дума должна
рассмотреть и принять закон о подготовке и проведении в России
чемпионата мира 2018 года. Этот ключевой документ, без которого турнир
невозможен, содержит по большей части определение прав оргкомитета и
гарантии для ФИФА и ее партнеров. Вместе с тем несколько статей
внесенного правительством законопроекта затрагивают интересы
болельщиков, и продуманность как раз этих статей вызывает серьезные
опасения.
В этих пунктах законопроекта составители постарались
предусмотреть гарантии доступного размещения и передвижения болельщиков в
стране во время турнира. Больше всего вопросов возникает по
транспортной проблеме, которую хотят решить весьма своеобразно -
бесплатным проездом по железной дороге в плацкартных и общих вагонах.
При этом время проезда предлагается ограничить 18 часами до и после
матча.
Нет больших сомнений в том, что составлявшие
законопроект сотрудники министерств давно забыли, как выглядят
плацкартные и общие вагоны, - иначе они вряд ли пожелали бы сделать их
лицом транспортной системы страны во время чемпионата мира. Тем более в
летнюю жару, когда даже в так называемых фирменных поездах плацкартные
вагоны то и дело превращаются в форменную сауну. Не говоря уж о других
их врожденных пороках в виде полок для пигмеев, тесноты, постоянно
раздражающего света и шума и прочего. Ну а общий вагон, если кто забыл, -
это тот же плацкарт, только с правом лишь сидеть на неудобных полках.
Возможно, в правительстве попросту решили, что
болельщики на чемпионате мира - это примерно та же публика, что катается
по стране в этом самом плацкарте за своими российскими клубами. Как
показывает опыт недавнего чемпионата Европы - это вовсе не так. Какой-то
процент подобных болельщиков, конечно, будет, однако в массе своей
посетители таких турниров - вполне респектабельная публика. Те, кто
потратятся на весьма дорогостоящую поездку в Россию, вряд ли пожелают
путешествовать в малоприятных плацкартных условиях.
Понятно, что в правительстве не хотели бы бесплатно
возить болельщиков в купе - тогда объем выплачиваемых государством
компенсаций РЖД за такой проезд будет астрономическим. Тем не менее
компромисс тут возможен - гостям чемпионата надо просто предоставить
выбор между бесплатной плацкартой и 50-процентной скидкой на купейный
билет. В свете планируемого повышения цен на плацкарт компенсация за
купейную скидку, вероятно, окажется даже меньше. Еще один вариант -
ввести специальные скидочные проездные билеты, подобные тем, что
действовали во время ЧМ-2006 в Германии или ЧЕ-2008 в Швейцарии и
Австрии.
Теперь о временных ограничениях. Те, кто вписывал
18-часовую норму в законопроект, явно ни разу даже не посмотрели в
расписания. Возьмем самый простой случай: находящийся в Москве болельщик
желает попасть на начинающийся, допустим, в 21.00 матч в
Санкт-Петербурге (или, наоборот, из Питера на вечерний матч в Москву).
Это значит, что сесть в поезд он может не ранее трех утра. Таких
поездов, во-первых, в большинстве случаев нет в природе ("Сапсаны" не
учитываем - там льготного проезда нет). Во-вторых, даже если бы они и
были - почему болельщик вместо удобного ночного переезда должен сидеть
полночи на вокзале или вообще уезжать с утра и тратить целый день на
дорогу вместо осмотра российских городов?
И столичный случай еще самый простой. Кто-нибудь в
правительстве может объяснить, каким образом, выехав за 18 часов до
вечернего матча, можно нормально добраться поездом из Сочи или
Волгограда в Ростов, из Самары в Екатеринбург, Нижний Новгород или
Волгоград? Это еще только относительно близкие пары городов, но ведь
потребуются и более далекие переезды. Более того, в большинстве
возможных пар городов сама поездка займет более 18 часов - как же
составители закона предлагают начинать ее за 18 часов до игры?!
Кроме того, почему пребывание болельщика в городе,
где проходит матч, должно ограничиваться несколькими часами до и после
игры? Предположим, некая сборная играет 13 июня в Самаре, а 18 июня - в
Волгограде, и у ее поклонника есть билеты на оба матча. По
законопроекту, для льготного переезда у него есть только две
возможности: на следующий день после первой игры или впритык ко второй. А
провести по три дня в обоих городах, совершив переезд 15-16 июня, -
никак.
Не говорим уж о том, что стимулирование льготных
поездок в самые пиковые доматчевые или послематчевые часы приведет к
перегрузке железных дорог. Тогда как разумным решением было бы,
наоборот, поощрять поездки в дни, когда в данных городах матчей нет.
В общем, остается надеяться, что эти нормы вписали в
законопроект не из злого умысла зафиксировать формальную льготу, которой
мало кто захочет воспользоваться, а просто не подумав.
Второй, вызывающий беспокойство, момент в
законопроекте - положение о праве государства ввести регулирование цен
на гостиницы в регионах проведения матчей. Госрегулирование цен на
дефицитный товар приводит известно куда - к спекуляции. В случае, если
гостиницам запретят поднимать тарифы в период высокого спроса, места
будут с большой долей вероятности просто скуплены турагентствами,
которые станут затем продавать их конечному потребителю по
двойной-тройной цене. Вместо ограничений цен местным оргкомитетам скорее
следует позаботиться об увеличении собственно предложения номеров и
обеспечить доступность информации о мини-отелях и съемных квартирах в
онлайн-системах бронирования.
Словом, пока деятельность властей и организаторов
турнира скорее внушает тревогу, нежели вселяет уверенность в успехе.
Первое же большое публичное мероприятие - объявление
городов-организаторов - провели в худших доморощенных традициях. Вместо
тактичной церемонии с объяснением, почему два города не попали в
окончательный список, и с какими-то утешительными бонусами их
болельщикам, провели низкопробное шумное шоу, которое на местах
смотрелось еще хуже, чем в московской студии. Где-то притащили
политическую агитацию (запрещенную, кстати, ФИФА), где-то устроили
показушный матч студенческих команд среди ночи или какую-то
гимнастическую беготню по полю, где-то - низкопробный концерт местной
самодеятельности, забивавший собственно трансляцию объявления городов.
Зачем нужно было собирать эти подневольные студенческие толпы в каждом
городе, кому хотели пыль в глаза пустить - не ясно.
В общем, пока очень много шума и пафоса и мало
внимания к деталям и собственно болельщикам. Под ура-вопли в малаховской
студии походя плюнули в лицо ярославцам и краснодарцам, не удостоив их
объяснений причин отказа. Под громкие обещания бесплатного проезда в
закон вписывается такое средство передвижения, от которого иностранные
болельщики содрогнутся. Если в стиле этой показухи и бездумного нахрапа
так пойдет дальше - российскому чемпионату мира грозит опасность стать
очередной потемкинской деревней.
Юрий ПЛОХОТНИЧЕНКО